Чувства делают наш внутренний мир разнообразнее, помогают справляться с напряжением и лучше понимать других людей. Если мы сосредоточены только на том, что делаем и думаем, то лишаем себя возможности проявляться во всём своём многообразии: мечтать, играть и чувствовать.
Как понять, что человек не в контакте со своими чувствами?
1. Одна и та же модель поведения в сложных ситуациях: крик, жалобы, истерика без попытки разобраться, что произошло.
2. Тревожное поведение: сложно наслаждаться моментом, молчать или сидеть на месте и ничего не делать.
3. Отсутствие друзей: ограниченный круг знакомых, поверхностные социальные контакты.
4. Подмена ценностей: искреннее эмоциональное общение подменяется материальными ценностями. В детско-родительских отношениях, например, это может выглядеть так: ребёнок хорошо одет, имеет дорогие гаджеты, два раза в год летает на курорты, но отношения с родителями выстраиваются исключительно вокруг того, «как дела в школе?» и «что по математике?».
5. Маска хорошего настроения: у них всегда всё «хорошо». Другие люди чувствуют неискренность, и это причина, по которой сложно выстроить доверительные и тёплые отношения.
6.Логическое и рациональное объяснение всех поступков: построение сложных логических концепций, чтобы объяснить свои поступки, или перекладывание ответственности на другого: «нет, вы меня не так поняли».
7.Неумение отслеживать своё состояние: эмоции начинают приобретать угрожающие масштабы: недовольство превращается в неконтролируемую ярость, а тревога – в панику.
8. Слияние своих чувств и чужих: нет понимания своих желаний и интересов, слияние с другими людьми, ведомая роль.
9. Сложности в установлении контакта с другими: говорят и делают что-то невпопад, не умеют поддерживать.
10. Неумение управлять своим настроением: сказать себе «стоп» или переключиться с одной эмоции на другую. Эмоциональный интеллект важен для поддержания высокого качества жизни. Во времена нашего детства большинство родителей не уделяло достаточно внимания эмоциональному воспитанию своих детей.
Хорошая новость в том, что эмоциональный интеллект состоит из нескольких навыков, которые можно развивать: — узнавание и называние эмоций; — управление эмоциональным состоянием; — воздействие на эмоциональное состояние других людей.