Публикации

5 ошибок психолога


1. Неверные цели первой встречи

Почему-то на первой встрече молодые специалисты стараются узнать все о клиенте и его проблеме. Давайте будем честны – одним часом тут не обойтись.
А если психолог не вызовет доверия, то клиент о многом умолчит, а на вторую встречу не придет.
Первая и основная цель первой встречи — это контакт, а не гонка за запросом, анамнезом и биографией клиента. Узнать о клиенте можно и в последующие встречи, а откликнуться по-человечески и внушить надежду психолог может уже на первой консультации.

2. Установить контакт с клиентом проще всего

Треть сложностей психолога в работе с клиентом — это отсутствие контакта. Если клиент отвечает на вопросы психолога и улыбается, то это не свидетельствует о хорошем контакте. Часто клиент отвечает из вежливости, а улыбается от смущения. Он не готов говорить о своей проблеме. И психолог может ему помочь, расположить к себе. Задача и ответственность психолога — создать безопасную обстановку, завоевать авторитет и показать клиенту, что он может доверять.
Бывает так, что клиент скпетически настроен и заваливает психолога вопросами, флиртует или нападает. В этом случае психологу нужно проявить мастерство. Прямого сообщения «флиртовать нельзя, давайте работать, я вам помогу» недостаточно.
Предлагаем вам посмотреть видео-кейс об установлении контакта с клиентом, задающим личные вопросы.

3. Психотерапевтический контракт — это договоренность о времени, деньгах и месте

Больше половины сложностей психолога — это ошибка в контракте. В заключение контракта входит передача ответственности клиенту, договоренность о результатах терапии и о том, кто должен измениться.
Если клиент жалуется на мать, нарушающую границы и считает, что дождется от психолога «рецепта», то в контракте ошибка. У клиента должно появится понимание, что только он может повлиять на ситуацию с мамой, что в его власти и ответственности изменить свою жизнь. А психолог поможет в этом, но не рецептом.

4. Работа в одиночку

Мы знаем, что:
  • психолог не может помочь всем клиентам на свете. Есть клиенты, которые входят в круг личных ограничений психолога, в этом случае нужно понимать, кому перенаправить человека.
  • в кабинет к психологу попадают клиенты с психическим нарушениями и им нужна диагностика психиатра. Важно, чтобы специалист был лично знаком с психиатром и не сомневался в его компетентности.
  • встречаются сложные случаи, где необходима супервизия. А лучше каждый случай контролировать супервизией. Это помогает быть эффективным, верно выстраивать гипотезы и быстрее помогать.
  • для постоянного развития и профилактики эмоционального выгорания необходимо находится в сообществе, обмениваться опытом, новыми техниками и просто неформально общаться.

Фотография с события День психологии: практики делятся опытом, февраль, 2019г.

5. Клиенту станет хуже, если психолог отразит негативные эмоции клиента

Клиент приходит к психологу и жалуется на несчастную жизнь. Часто психолог считает, что в ответ нужно подбодрить человека и вывести его из удрученного состояния в радостное. Переключить с грусти на восторг.
На самом деле, когда психолог это делает в ответ на жалобу клиента, человек чувствует себя проигнорированным. Будто его не услышали, обесценили.
Техника эмоциональной поддержки как раз направлена на то, чтобы поддержать чувство клиента. Даже, если это злость, горечь, грусть или страх. Важно поддержать эмоцию, которую клиент сейчас испытывает. Именно это помогает установить доверительный контакт и транслирует «меня здесь понимают».