Давайте вместе учиться говорить на этом новом языке. Строгие нормы пока не установились, идеальных рецептов нет, но уже есть из опыта несколько соображений. Давайте рассуждать вместе.
Есть несколько способов писать о пандемии и окружающих ее событиях. Три способа мы рискнем обозначить как НЕПРОДУКТИВНЫЕ:
1) Так называемый канцелярит, то есть бюрократический очень официальный язык.
«В связи с угрозой распространения на вашей подведомственной территории коронавирусной инфекции будут предприняты необходимые и всевозможные меры для предотвращения распространения респираторной инфекции 2019-nCoV» и так далее.
Постарайтесь писать и говорить более четким и понятным языком. Он не должен быть языком улиц, но хорошо бы был четким, понятным и не был безличным. Пишите кто, что и зачем должен сделать, и не пытайтесь выглядеть слишком солидно. Это не та ситуация, вас будут больше уважать за современный профессиональный язык.
2) Еще один не очень продуктивный стиль – некоторая противоположность предыдущему. Это ситуация, когда вы пишете о коронавирусной ситуации с элементами цинизма и допускаете неоднозначные шутки.
Шутить очень важно – юмор помогает справиться со страхом. Неформальный язык тоже важен. И тут конечно важно, на каком языке вы обычно общаетесь с аудиторией.
Но в ситуации пандемии всегда будут те, кому не смешно и кого может ранить неосторожное слово – те, кому именно сейчас тревожно, кто болеет или потерял близких, кто работает на переднем крае эпидемии и может быть готов шутить про врачей в памперсах со своими коллегами-врачами, но не с широким кругом лиц, развлекающихся в самоизоляции на диване.
В общем, грань тут очень тонкая. Верим, что вы сможете ее нащупать и постараетесь не переходить границ, а если что – будете готовы извиниться.
3) Третий непродуктивный стиль рассказа о пандемии коронавируса и сопутствующих событиях – это чрезмерный драматизм и нагнетание негативных эмоций.
«Срочное сообщение, слушайте все! Сейчас, когда весь мир содрогнулся перед вспышкой ужасной болезни, от которой нет спасения, когда рынок рухнул и не оставил нам надежд, а мучительная гибель НКО-сектора в неравной борьбе со смертельным недугом стала только вопросом времени»… Мы хотим напомнить о том, что да, все сложно. И негатива в информационном пространстве уже не то что достаточно, а через край. Поэтому если вы не хотите, чтобы читатель или слушатель на первых ваших словах отключился от ужаса, постарайтесь выдержать более спокойный и нейтральный тон. Вы признаете проблему, но не разжигаете страстей, кроме редких моментов, когда это действительно оправдано.
Есть еще три способа говорить о пандемии, которые мы бы не назвали однозначно неудачными, но их важно использовать сознательно – ЕСЛИ ВЫ РЕШИТЕ, ЧТО ВАМ НУЖНЫ ИМЕННО ОНИ. Это язык бессилия, язык войны и язык умолчания.
Язык бессилия и подчинения акцентирует то, что вы стали жертвами и заложниками ситуации, что некие силы поставили вас в нынешнюю ситуацию. Например, «из-за того, что нас закрыли в карантине, благотворительную ярмарку мы были вынуждены отменить, все наши планы рухнули. Также нам пришлось отказаться от акции «Доброе всё» и мы оказались в такой ситуации, что ожидаем распоряжений о дальнейших ограничениях, а пока пришлось прекратить всю работу нашей НКО». В таких словах сквозит что? Если бы городская администрация не запретила нам работать, мы бы продолжали проводить очные события, рискуя заразить благополучателей и команду? Мы ничего не делаем как активные агенты гражданского общества, а только в ужасе замерли перед ужасной судьбой? Вместо того, чтобы ободрить и поддержать благополучателей и партнеров хотя бы словом, мы как жертвы ноем и жалуемся на несчастную судьбу? Кто именно в ответ на такой язык должен прийти и пожалеть нас? Кто-то, кому сейчас хорошо (интересно, кто это)? Возможно, вы именно так и считаете – ваше право. Возможно, вы подсознательно используете язык бессилия и не хотели в ваших коммуникациях делать такие акценты – но со стороны читается именно так. Подумайте, хотите ли вы этого.
Еще один язык, который вы захотите использовать осознанно – это язык войны. Его довольно часто сейчас используют коллеги. С одной стороны, язык войны понятен многим и он мобилизует, это неплохая метафора. С другой стороны, это достаточно агрессивный язык, а коронавирус ковид-19, строго говоря, не является врагом. Это паразит, к которому человечество оказалось не очень готово. Если у нас война, то против кого или чего мы воюем в этой войне – против Неизвестности? Невежества? Смерти? Некомпетентных решений? Как мы собираемся победить в этой войне, в какой момент будем праздновать победу? В общем, остается много вопросов. В ситуации кризисных проектов и сборов такой язык может быть на отдельных участках гармоничным и оправданным. А в целом, возможно, будет удачно, если он не будет для вас единственным.
«Сейчас, когда все стало так сложно из-за сами знаете чего, когда ну вы знаете в какой ситуации мы все оказались и для нас внезапно открылись такие замечательные возможности во всех областях, что из-за ну вы понимаете какой инфекции мы принимаем понятные меры»… Мы хотим обратить внимание на язык умолчаний и эвфемизмов. Он небезупречен. Он может наводить туман и подпитывать страх перед тем, о ком или о чем нельзя говорить. А может просто сглаживать углы, если не злоупотреблять. Решайте сами.
Какой язык можно назвать ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ?
Довольно беспроигрышный язык – это риторика фактов, четкости и спокойной уверенности. Да, сейчас весь мир живет в ситуации пандемии коронавируса. Это сложная ситуация. Мы справимся вместе. Мы стараемся изменить то, что можем, принять то, что не можем и отличить одно от другого. И помогаем нашей аудитории делать то же самое. Мы доносим факты и проверяем информацию.
Когда мы становимся более эмоциональными – проверяем себя, какие эмоции, у кого и зачем мы хотим вызвать, насколько это оправданно.
В качестве образцов такого сбалансированного языка можно использовать ВОЗ – всемирную организацию здравоохранения, крупные новостные агентства типа РБК, деловые издания, которые работают профессионально – например, Коммерсантъ. Посмотрите, как пишут они. Возможно, это поможет нащупать нужный тон.
Когда вы ничего не делаете, вы все равно делаете свой выбор. Когда вы говорите и пишете не задумываясь, вы все равно передаете определенную картину мира, ценности, настрой. Те, кто вас читает и слушает – будут по вашему языку оценивать и решать, по пути им с вами или нет, причем в каких-то случаях неосознанно.
Так что выбор за вами, коллега. Попробуйте вместе с командой проанализировать ваш язык коммуникаций вокруг пандемии. Возможно, это натолкнет вас на важный разговор о том, как вы вообще воспринимаете ситуацию и свою роль в ней. И точно дать возможность говорить на новые темы более осознанно, лучше передавать важные для вас вещи.
Желаю вам быть услышанными и пОнятыми! Давайте вместе сделаем то, что сейчас зависит от нас.
Материал опубликован в рамках проекта "От аврала к балансу", который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.